Винтовой компрессор – это оборудование, в котором сжатие воздуха производится двумя находящимися в зацеплении червячными роторами, вращающимися в разных направлениях. Сжатие происходит благодаря особой конструкции винтовой пары и корпусных стенок компрессора.
Винтовой компрессор относится к типу объемных. Разработан он был в середине 30-х годов прошлого века, но благодаря своим достоинствам широко востребован и сегодня.
Одной из особенностей винтового компрессора является то, что сжатию подвергается не чистый воздух, а его смесь с маслом. Последнее является важным технологическим элементом, оно смазывает подшипники, охлаждает воздушно-масляную смесь, заполняет зазоры между подвижными элементами винтового блока, препятствуя их износу и герметизируя камеру сжатия.
Схема пневмолинии для производства сжатого воздуха от винтовых компрессоров
Основные технико-эксплуатационные параметры
• Максимальное давление – 15 атм.
• Производительность – до 100 м3/мин.
• Срок службы – до 50 000 часов.
Состав винтового компрессора и функции основных компонентов
Компрессор состоит из следующих систем и узлов.
• Воздушный фильтр. Очищает всасываемый в компрессор воздух.
• Всасывающий блок с обратным клапаном. Не позволяет воздушной смеси уходить из компрессора при его остановке.
• Винтовой блок. Основной узел компрессора, где происходит смешивание воздуха с впрыскиваемым маслом и сжатие смеси. Состоит из корпуса и двух червячных роторов, изготовленных из высококачественной стали и покрытых защитным материалом, предохраняющим их от коррозии.
• Сепаратор. Разделяет сжатую воздушно-масляную смесь на чистый воздух и масло. В основе работы сепаратора лежит центробежная сила, разделяющая смесь на составные части.
• Воздушный радиатор. Охлаждает сжатый воздух.
• Масляный радиатор. Охлаждает масло, отделенное от воздуха.
• Масляный фильтр. Очищает масло перед тем как снова подать его в камеру сжатия.
• Термостат с клапаном. Регулирует температуру масла.
• Клапан минимального давления. Регулирует работу компрессора на холостом ходу. Открывается при достижении давления 4 бар.
• Электронный блок. Управляет работой компрессора.
• Привод. Состоит из электродвигателя и ременной передачи, передающей вращающий момент от двигателя к приводному червячному валу.
• Термозащитный контроллер. Отключает двигатель при повышении температуры до 105 °C.
• Манометр. Показывает давление в напорной магистрали.
• Вентилятор. Охлаждает воздушно-масляную смесь.
Принцип работы компрессора
При пуске компрессора во всасывающей магистрали создается разрежение, под действием которого атмосферный воздух всасывается в винтовой блок (камеру сжатия). Перед этим он проходит через фильтр и очищается.
Одновременно с поступлением воздуха в винтовой блок впрыскивается масло, образующее с воздухом смесь. Благодаря вращению червячной пары смесь подвергается сжатию.
Сжатая горячая воздушно-масляная смесь поступает в напорную магистраль. Проходя через сепаратор, она разделяется на чистый воздух и масло. Далее воздух проходит через воздушный радиатор, охлаждается до рабочей температуры и подается потребителю.
Осажденное в сепараторе масло охлаждается в масляном радиаторе, очищается, проходя фильтр, и снова впрыскивается в камеру сжатия.
Преимущества винтового компрессора
• Высокая степень чистоты сжатого воздуха. Установка дополнительных фильтров перед использованием не требуется.
• Большая производительность.
• Предельно низкий уровень вибрации и шума. Не требуется крепление к шумопоглощающему фундаменту, благодаря чему есть возможность изготавливать портативные варианты компрессора.
• Вторичное тепло, образующееся при сжатии смеси, может быть использовано для отопления помещений.
• Высокая степень автоматизации.
Ремонт и облуживание винтовых компрессоров
Винтовой компрессор – довольно сложная машина, как с точки зрения конструкции, так и электронного управления. Поэтому заниматься его ремонтом и обслуживанием должен подготовленный человек.
Требуется периодическая проверка воздушного и масляного фильтров.
Иногда из строя выходит управляющая электроника – сгорают некоторые электронные компоненты.
Может выходить из строя электрический двигатель. Возможны поломки и износ деталей винтового блока.
В любом случае вопрос ремонта и замены отдельных узлов и деталей должен решать специалист. В зависимости от вышедших из строя деталей и узлов стоимость ремонта может быть значительной.
В последнее время на предприятиях эти компрессоры активно вытесняют устаревшие поршневые компрессоры, а в децентрализации воздухоснабжения они не имеют конкурентов. В настоящее время доля производимых масло заполненных винтовых компрессоров составляет порядка 90%, остальные 10% приходятся на винтовые компрессоры "сухого" сжатия. В зависимости от Вашего бюджета и потребности, Вы сможете выбрать оборудование и получить консультацию по любой из представленных компрессорных марок от доступных COMPRAG или РЕМЕЗА до более дорогих компрессоров Atlas Copco, ALUP и ABAC.
В модельный ряд КОМПРАГ входят такие компрессоры как COMPRAG AR 15, AR 22, COMPRAG A 45 и COMPRAG A 55 которые отвечают современным требованиям компрессоростроения, имеют очень достойную начинку и при всем при этом очень скромную цену. Компрессоры РЕМЕЗА известны такими моделями как REMEZA ВК20, ВК30, ВК40, ВК50 и более мощными моделями ВК60 и РЕМЕЗА ВК75. Компрессоры ALUP прославились своими моделями ALUP SCK благодаря высокому качеству, широкому ассортименту и относительно не высокой ценой. У компрессоров ALUP есть и другие серии заслуживающие внимания это ALUP Opus с прямым приводом, ALUP Allegro с частотным преобразователем, ALUP Largo с редукторной передачей и другие. Компрессоры ABAC малой мощности самые популярные из среднего ценового диапазона благодаря своей надежности и компактности в особенности модели со встроенным рефрижераторным осушителем и дополнительными магистральными фильтрами и ресивером, например ABAC GENESIS 11 или ABAC GENESIS 15. У ABAC есть и другие модели заслуживающие внимания, такие как ABAC SPINN пришедший на смену АБАК ЗЕНИТ, ABAC FORMULA с широким диапазоном производительности, ABAC MICRON поражающий своей не высокой ценой и ABAC ZENITH снятый с производства, но до сих пор эксплуатирующийся на различных производствах.